2016-08-24T02:15:26+03:00

Автор «Тотального диктанта-2015» в Новосибирске раскритиковал блогеров и заступился за букву «ё»

Продиктовав текст в аудитории НГУ, писатель Евгений Водолазкин дал эксклюзивное интервью «Комсомолке» [фото, видео]
Поделиться:
Комментарии: comments56
Евгений Водолазкин диктует свой текст. Это отрывок из его новой книги «Авиатор».Евгений Водолазкин диктует свой текст. Это отрывок из его новой книги «Авиатор».Фото: Андрей КОПАЛОВ
Изменить размер текста:

Евгений Водолазкин читал текст в аудитории Новосибирского госуниверситета, на главной площадке «Тотального диктанта». Вещая перед тремя сотнями слушателей, писатель определенно испытывал дефицит общения. То и дело он комментировал озвученные предложения и даже, шутя, обыгрывал собственные строки.

Едва разновозрастные «студенты» поставили последнюю точку, перед чтецом выстроилась очередь за автографами. Некоторые, пользуясь случаем, о чем-то спрашивали «диктатора». А на кафедре вуза коллегу уже ждали для беседы новосибирские филологи. Так что интервью у Евгения Водолазкина нам пришлось брать в буквальном смысле на ходу. Благо, путь от аудитории до нужного кабинета оказался достаточным, чтобы обсудить самое главное…

В Мальцевской аудитории НГУ - аншлаг. Около 300 человек пришли написать текст под диктовку писателя Евгения Водолазкина. Фото: Андрей КОПАЛОВ

В Мальцевской аудитории НГУ - аншлаг. Около 300 человек пришли написать текст под диктовку писателя Евгения Водолазкина.Фото: Андрей КОПАЛОВ

«Я БЫ ВСЕМ ПОСТАВИЛ «ПЯТЬ»

- Евгений Германович, мне ваш диктант показался немного похожим на творческую встречу. Вы обращались к аудитории, шутили… И сложилось впечатление, что Вы нуждались в общении…

- Да, у меня очень много встреч, и не люблю, когда начинаю в режиме нон-стоп что-то вещать. Я люблю, когда меня перебивают, когда мы говорим, обсуждаем что-то. О значении диалога написал еще Бахтин (философ, культуролог, автор работ, посвященных стилистике и теории речевых жанров – примечание автора). Диалог – это основа драматургии. А когда существует настоящая драматургия, в частности, в общении с залом, или с аудиторией, то тогда получается по-настоящему захватывающе.

- Каковы Ваши впечатления от общения с тем залом, который мы только что покинули?

- Впечатления потрясающие! Замечательная аудитория! Если бы можно было каждый год приезжать сюда и писать с этой аудиторией, я бы точно приехал. Умная, тонкая, ироничная и, я уверен, хорошо пишущая. Я еще не знаю, как они написали, но, знаете, бывает, когда спрашивает профессор студента, он по глазам видит, что тот знает и ставит ему «пятерку». Так и здесь – по глазам этой аудитории, я бы поставил каждому «пять».

Мест хватило не всем: некоторые писали диктант, сидя на ступеньках. Фото: Андрей КОПАЛОВ

Мест хватило не всем: некоторые писали диктант, сидя на ступеньках.Фото: Андрей КОПАЛОВ

- Евгений Германович, знаю о Вашем неблагосклонном отношении к блогерам…

- У меня общего отношения к ним нет. Я персонально отношусь к ним в каждом случае. Но мне кажется, стоит писать о вещах, которые хорошо продуманы человеком. Понимаете, даже если они неправильны, но продуманы, и к ним человек относится серьезно, то это все равно - предмет для беседы и обсуждения. Но если человек бездумно транслирует сказанное им за день, или то, как он ходил от ванны к кухне… Блогеры иногда пишут невообразимые вещи. Я иногда смотрю и думаю: почему человек считает, что это должно интересовать всех?

Чем опасен блог? К человеку приходит мысль глупая (нет людей, к которым такие мысли не приходили бы), и если человек с ней недельку походит, он, может, от нее откажется, и не будет нигде публиковать. Но когда он печатает ее тут же по пришествии, он потом начинает кусать себя за локти, что он это опубликовал. Частая ведь история с блогерами, очень частая… Особенно с высокопоставленными. Поэтому - мой совет блогеру: подумайте неделю над теми вещами, которые вы собираетесь опубликовать, а потом печатайте. И тогда вы не будете об этом жалеть, и тогда деятельность блогера будет иметь смысл. Я понимаю, что есть горячие новости, еще что-то такое - это особый случай. Но те глупости, которые часто приходится читать, они возникают только потому, что человек не подождал неделю.

Проверить свою грамотность пришли и дети... Фото: Андрей КОПАЛОВ

Проверить свою грамотность пришли и дети...Фото: Андрей КОПАЛОВ

«Ё» МОЁ

- Вернемся к грамматике. Почему для людей плохо допускать ошибки в тексте?

- Да потому что это, в конечном счете, показывает их равнодушие к русскому языку. Есть, правда, ситуации, когда люди патологически безграмотны, причем это род какой-то психической болезни. Но это - редкий случай. А обычно это просто небрежность и отсутствие чтения явное. Потому что человек грамотным становится в первую очередь тогда, когда он много читает.

- Как Вы относитесь к аудиокнигам?

- Я сам аудиокниг не слушаю. Я даже не слушал «Лавра» и других моих текстов, которые были записаны на аудиодиски. Я принадлежу к тому поколению, которое воспринимало мир, прежде всего, глазами. Я ушами не все улавливаю. Мне надо, допустим, вернуться назад, когда я читаю текст, обдумать, сравнить фрагменты текста. Есть люди, у которых нет выхода. Допустим, они очень заняты и могут слушать что-то только в машине. Я их понимаю – они ставят диск и слушают. Но на самом деле лучший способ знакомства с книгой - это чтение.

...и пенсионеры. Фото: Андрей КОПАЛОВ

...и пенсионеры.Фото: Андрей КОПАЛОВ

- Текст, который вы читали – это, я знаю, фрагменты Вашей новой книги «Авиатор». Сильно изменили их ради «Тотального диктанта»?

- Изменил. Потому что надо было создать автономные фрагменты. Это ведь - часть повествования. Она в таком не препарированном виде не способна быть предметом чтения вслух. Поэтому мне пришлось, конечно, здорово переделать, а потом еще переделать на предмет сложности, чтобы это было сложней.

- Если Вы получаете письмо с ошибками, как реагируете?

- Ой, я проявляю терпение и даже не исправляю. Мне кажется, что исправлять можно только детей. Взрослых это обидит, поэтому я делаю вид, что не заметил.

Диктант шел почти час.

Диктант шел почти час.

- Во время диктанта вы заступились за букву «ё». Мол, хорошо бы вернуть ее постоянное применение. А разве чем-то опасно уйти от нее?

- Это не опасно. Видите, не опасно небритым ходить, не опасно зубы не чистить… Но, в общем, все эти вещи очень полезны и помогают в жизни. Если бы строка имела больше знаков верхних, она была бы гармоничней, это - симметрия.

«Ё» – прекрасная буква! Если я не ничего не путаю, ее ввел в русский язык Карамзин, и её никто не отменял. Редакторские правила гласят, что буква «ё» выставляется в том случае, когда можно что-то спутать, то есть в редких случаях очень. Но я бы ввёл её в постоянный обиход и самый широкий. Вообще, я скажу, нам не хватает букв с верхними знаками диакритическими, и об этом когда-то говорил Дмитрий Сергеевич Лихачёв, что после реформы орфографии строка ушла чуть вниз, потому что буквы «д», «у» - они потянули вниз, а мачта буквы «ять» и еще какие-то вещи - это ушло. Поэтому давайте вернём «ё». Это, кстати, надо сказать Михаилу Прохорову – он даже выпустил «ё-мобиль». Тоже энтузиаст буквы «ё», и вполне справедливо.

Автор этой статьи Вадим Алексеев тоже решил проверить, насколько крепка его дружба с русским языком. Фото: Андрей КОПАЛОВ

Автор этой статьи Вадим Алексеев тоже решил проверить, насколько крепка его дружба с русским языком.Фото: Андрей КОПАЛОВ

«ХОРОШАЯ КНИГА – ЭТО КНИГА О СОВРЕМЕННОСТИ»

- Какие книги предпочитаете Вы?

- Я как член жюри «Ясной поляны» (ежегодная общероссийская литературная премия – примечание автора), должен прочитать несколько десятков книг, чем я и занимаюсь, поэтому я читаю сразу пять-десять книг. Можно много перечислять, но это все вещи, которые меня не особенно тронули, поэтому я их не буду называть.

Не совсем последнее из того, что я прочел, но на меня произвела сильное впечатление книга Алексея Варламова – «Мысленный волк». Также мне очень нравятся романы Александра Григоренко.

Подробнее о том, как в Новосибирске писали «Тотальный диктант», читайте здесь.

Как Евгений Водолазкин относится к «кросавчегам» и «преведам»? Что думает об опере «Тангейзер»? Как объясняет интерес людей к кроссвордам? Об этом и не только – в утреннем эфире на радио «Комсомольская правда»-Новосибирск». Интервью с автором диктанта можно будет послушать на волне 98,3 FM в Новосибирске, либо онлайн на странице в любой точке мира. Программа выйдет в эфир 20 апреля в 8.32 по местному времени (5.32 мск). Среди слушателей проведем конкурс на знание русского языка.

СООБЩАЕМ ПОДРОБНОСТИ

Журналист «Комсомольской правды» написал текст под диктовку Евгения Водолазкина и теперь делится своими впечатлениями

От центра Новосибирска до Академгородка ехать – километров тридцать. Но многие горожане в субботний день не поленились. Площадок «Тотального диктанта» в городе полно, только истинные любители русского языка устремились на главную. Туда, где читать текст предстояло его автору.

В третьем часу к НГУ уже стягивались люди… Студенты, школьники, офисные служащие, рабочие, пенсионеры. Захожу в корпус вуза без десяти три. Волонтеры - девчата в белых майках с надписью «Тотальный диктант» - пытаюсь управлять потоками людей:

- Мальцевская аудитория – уже полная. Если вы – на диктант, то вам надо подняться по лестнице, потом повернуть… Но не расстраивайтесь, Евгений Германович пройдет по всем аудиториям… (подробности)

Новосибирцы написали «Тотальный диктант - 2015».Андрей КОПАЛОВ

Еще больше материалов по теме: «Тотальный диктант-2015»

Подпишитесь на новости:

Понравился материал?

Подпишитесь на тематическую рассылку, и не пропускайте материалы, которые пишет Вадим АЛЕКСЕЕВ

 
Читайте также